«Опытные» матери мышей обучают других самок с помощью гормона окситоцина
Новое исследование показывает, что наблюдение за тем, как мать-мышь собирает своих щенков в семейное гнездо, приучает других мышей без детенышей к выполнению той же родительской задачи. Кроме того, эти наблюдения приводят к выработке окситоцина в мозге девственных самок мышей, биохимически формируя их материнское поведение еще до того, как они заводят собственных детенышей.

Под руководством исследователей из Медицинской школы им. Гроссмана Нью-Йоркского университета, новая серия экспериментов включала круглосуточную съемку самок мышей, взаимодействующих со своими новорожденными, а также с девственными мышами. Одновременные электрические измерения были сделаны в нескольких областях мозга, которые, как известно, вырабатывают окситоцин или предположительно реагируют на гормон. Исследовательская группа основывалась на своих более ранних исследованиях так называемого гормона удовольствия, показывающих, что высвобождение окситоцина важно не только для начала кормления, но и для инициирования других форм поведения матери.
В публикации в онлайн- журнале Nature (https://www.nature.com/articles/s41586-021-03814-7) 11 августа исследователи описывают то, что они назвали ранее невиданным поведением, при котором новые матери-мыши загоняли мышей - девственниц в семейное гнездо вместе со своими детенышами. В течение 24 часов девственницы начали имитировать материнское поведение, собирая детенышей мамы в гнездо, даже если матери там не было. Почти так же быстро девственные мыши также начнут выполнять задачу по извлечению щенков без какого-либо прямого контакта с опытной матерью-мышью и только после того, как они «увидят» мать через прозрачное пластиковое окно.

Исследовательская группа также измерила электрическую активность мозга девственных мышей во время пастьбы, а затем, когда они сами стали матерями. Они обнаружили, что и вид, и звук плачущих детенышей, выходящих за пределы своего гнезда, стимулировали выработку окситоцина в определенной области мозга, паравентрикулярном ядре гипоталамуса (PVN). Напротив, химическая блокировка любого из зрительных, слуховых или производящих окситоцин нервных путей PVN не позволяла девственным мышам научиться заботиться о детенышах.
«Наше исследование показывает, что у мышей лучший способ быть мамой - это наблюдать и учиться у опытной мамы», - говорит старший научный сотрудник Роберт Фремке, доктор философии, профессор Института биомолекулярной медицины Скирболла при NYU Langone Health. «Учитывая доказательства, мы предполагаем, что аналогичные механизмы действуют у человеческих матерей».

Фремке говорит, что результаты исследования на грызунах добавляют научные доказательства преимуществ, наблюдаемых в родительских классах у людей. Он говорит, что команда далее планирует изучить, существуют ли такие же отношения наставничества между папами-мышами и девственными самцами.

«Эта работа переопределяет роль окситоцина в работе мозга, расширяя понимание о его влиянии на социальные роли, которые заставляют мозг обращать внимание и адаптироваться к своему окружению в данный момент, независимо от того, реагирует ли он на звук крика щенка или чувства счастья », - говорит Фремке, который также является профессором кафедры отоларингологии - хирургии головы и шеи, а также нейробиологии и физиологии в Нью-Йоркском университете в Лангоне.

В рамках продолжающегося исследования исследователи проанализировали почти 5000 часов (в течение шести месяцев) видеозаписей нескольких десятков мышей, взаимодействующих со своими детенышами и с девственными мышами.